Японский традиционный театр Но
Зародившись еще в четырнадцатом веке японский традиционный театр Но (Ногаку) до сих пор завораживает зрителя своей необычностью, загадкой и таинственностью. Представления театра, маски, костюмы, сценическое оформление, жесты и движения – все носит символический характер, каждый нюанс имеет конкретный и глубокий смысл.
Неискушенному и неподготовленному зрителю, незнакомому с обычаями и традициями страны, будет сложно понять действие, происходящее на сцене. Спектакли этого театра по форме являются музыкально-танцевальной драмой.
Маски и костюмы
Маски обязательный атрибут представления и служат основным средством передачи эмоций. Сами маски традиционно передаются от одного поколения актеров к другому, некоторые из них имеют возраст в несколько веков. Выражения масок преимущественно спокойные, как бы отрешенные и по замыслу должны вызывать самые разнообразные зрительские эмоции. Тем не менее есть маски с очень ярко выраженным характером, такие, как например маска мстящего демона — «Хання». Природа масок ритуальная, как, впрочем, и костюмов. Костюмы также бережно хранятся и передаются по наследству. Костюмы могут быть великолепны и роскошны, либо скромны и очень просты, что зависит от роли.
Сцена
Декорации сцены просты, даже скудны, но несут в себе большую смысловую нагрузку. Своей простотой они подчеркивают глубинный смысл происходящего на сцене действия.
Музыка и танцы
Главное действующее лицо спектакля ведет свое повествование под аккомпанемент барабанов, флейт и хора, отчего его истории о жизни богов и демонов, простых смертных и духов, буддийских монахов становятся наполнены глубоким таинственным смыслом. Движения актеров отточены до совершенства и каждый жест имеет определенный смысл.
Представление
Состоит из нескольких пьес, где действие главной драмы Ёкёку разбавляется короткими представлениями фарса Кёгэн и танцами Симаи. Длится представление долго, от трех до пяти часов. Театр Но в своих представлениях никогда не стремился к реалистичной подаче материала, все основано на символике и воображении. Задача актеров этого театра суметь разбудить зрительское воображение.
Главный спектакль скорее напоминает торжественный ритуал, чем жизненную историю .
Кроме чисто развлекательной цели, представления театра Но несут в себе пропаганду доктрин буддистской религии.
Тот, кто сможет проникнуть в смысл театра Но, сумеет разгадать японскую душу.